"КОХАНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 "

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Новое на сайте

12.05.24 Родителям: Медицинская страничка: Ключ к здоровью ребенка

12.05.24 Родителям: Страничка педагога-психолога: ФРАЗЫ КОТОРЫЕ СТОИТ ГОВОРИТЬ ДЕТЯМ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

09.05.24 Новости: МЫ ВМЕСТЕ ПРАЗДНУЕМ ПОБЕДУ!. 9 мая — один из самых трогательных и волнующих праздников в нашем..

03.05.24 Об учреждении дошкольного образования: О нас. ОФИЦИАЛЬНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ Государственное учреждение образования..

02.05.24 Об учреждении дошкольного образования: О нас. Государственное учреждение образования «Кохановский детский сад № 1..

02.05.24 Политика обработки персональных данных: ПОЛОЖЕНИЕ о политике в отношении обработки персональных данных Государственного учреждения образования «Кохановский детский сад № 1». ПОЛОЖЕНИЕо политике в отношении обработкиперсональных..

02.05.24 Об учреждении дошкольного образования: СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ: Структура учреждения. СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ Заведующий учреждения МЯСНИКОВА Елена Валерьевна..

02.05.24 Дом без насилия: Услуга временного приюта. Услуга временного приюта ГУ «Территориальный центр социального..

02.05.24 Гражданское и патриотической воспитание: Проект "Толочинщина моя синеокая. Дорогами боевой славы". В КАНУН ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ Уроженцы Толочинщины -- участники Парада Победы..

02.05.24 Об учреждении дошкольного образования: Условия приема в учреждение дошкольного образования: Как определить ребенка в учреждение дошкольного образования

Посмотреть все

Толочинский Районный Исполнительный Комитет

Нормативно-правовая база

Национальный механизм оказания помощи несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия

АЛГОРИТМ взаимодействия по обмену, учету и использованию информации о фактах домашнего насилия

Уголовная и административная ответственность за противоправные деяния в сфере общественной нравственности, половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних

Уголовная и административная ответственность за противоправные деяния в сфере общественной нравственности, половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних

 

В настоящее время в мире, в том числе в Республике Беларусь, наблюдается устойчивый рост противоправных деяний, связанных с

педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую

 неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.

Основным источником информации при возбуждении уголовных дел по фактам сексуального насилия в отношении детей остаются

 заявления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности.

 Вместе с тем выявление данных преступлений осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о

  случившемся, что позволяет таким уголовно наказуемым деяниям длительное время, а порой навсегда, оставаться неочевидными.

 

ГЛАВА 20 Уголовного кодекса РБ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ИЛИ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ

 

Статья 166. Изнасилование

Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с

 использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование)-наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет

 или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей

167настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней - наказывается лишением свободы на срок от пяти до

тринадцати лет.

Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение

тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, -наказывается лишением свободы на срок от

 восьми до пятнадцати лет.

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с

 применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), -

 наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении

 заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), -наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

Действия, предусмотренные частями 1или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо

 повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение

 ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим

восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков

преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, -

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166или167

 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни

 и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 169. Развратные действия

Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего

 шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166,167 и 168настоящего Кодекса,

 - наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения,- наказываются лишением свободы на срок от

 трех до шести лет.

Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера

Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем

 шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием служебной, материальной или иной

зависимости потерпевшего (потерпевшей) -наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же

 срок со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без

 лишения.

То же действие, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), - наказывается лишением свободы

 на срок от трех до шести лет.

Статья 171. Организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией

Организация и (или) использование занятия проституцией другим лицом либо предоставление с корыстной целью помещения (места) лицом, заведомо знавшим, что это помещение (место) будет использовано для занятия проституцией, или организация и (или) содержание притона для занятия проституцией при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом.

Те же действия, сопряженные с вывозом за пределы государства лица для занятия проституцией, либо совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 171-1, 181 или 181-1 настоящего Кодекса, либо с использованием для занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего, либо совершенные организованной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом.

 Примечание. Под использованием занятия проституцией понимается извлечение лицом материальной или иной выгоды от

 добровольного оказания другим лицом за вознаграждение услуг сексуального характера (половое сношение, мужеложство,

 лесбиянство и иные действия сексуального характера).

Статья 171-1. Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией

Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией –

наказываются лишением свободы на срок от одного года до трех лет со штрафом.

Те же действия, совершенные повторно, либо с применением насилия или с угрозой его применения, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 171, 181 или 1811 настоящего Кодекса, либо лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом.

Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные родителем, педагогическим работником или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, в отношении заведомо несовершеннолетнего либо организованной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет со штрафом.

Статья 181. Торговля людьми

Вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия (торговля людьми), –

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом.

Те же действия, совершенные:

1) в отношении двух или более лиц;

2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия;

3) исключен;

4) группой лиц по предварительному сговору;

5) лицом с использованием своих служебных полномочий;

6) лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 171, 171-1, 181-1, 187, частями 2 и

3 статьи 343-1 настоящего Кодекса;

7) в отношении заведомо для виновного беременной женщины;

8) с вывозом лица за пределы государства;

9) в отношении заведомо несовершеннолетнего независимо от применения какого-либо из средств воздействия, указанных в части 1

 настоящей статьи, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом.

Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, либо в отношении заведомо малолетнего, либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет со штрафом.

Примечание. Под эксплуатацией в настоящей статье, статьях 181-1, 182 и 187 настоящего Кодекса понимается незаконное

принуждение человека к работе или оказанию услуг (в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству,

забору у человека органов и (или) тканей) в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения

работ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством.

Статья 181-1. Использование рабского труда

Использование рабского труда или иная форма эксплуатации человека при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 181 настоящего Кодекса, –

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом.

Те же действия, совершенные:

1) в отношении заведомо несовершеннолетнего;

2) в отношении двух или более лиц;

3) группой лиц по предварительному сговору;

4) должностным лицом с использованием своих служебных полномочий;

5) в отношении заведомо для виновного беременной женщины;

6) лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 171, 171-1, 181 или 187 настоящего

Кодекса, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом или без штрафа.

Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, либо причинение ему тяжких телесных повреждений, либо иные тяжкие последствия или совершенные организованной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом.

Статья 343-1. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с

 изображением несовершеннолетнего

Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с изображением заведомо несовершеннолетнего –

наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или

 лишением свободы на тот же срок.

Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей или частью 2 статьи

343 настоящего Кодекса, либо группой лиц по предварительному сговору или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением –

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом или без штрафа.

Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-

 :: :: 

Ответственность за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетн

 

Уголовная и административная ответственность за противоправные деяния в сфере общественной нравственности, половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних

 

В настоящее время в мире, в том числе в Республике Беларусь, наблюдается устойчивый рост противоправных деяний, связанных с

педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую

 неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.

Основным источником информации при возбуждении уголовных дел по фактам сексуального насилия в отношении детей остаются

 заявления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности.

 Вместе с тем выявление данных преступлений осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о

  случившемся, что позволяет таким уголовно наказуемым деяниям длительное время, а порой навсегда, оставаться неочевидными.

 

ГЛАВА 20 Уголовного кодекса РБ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ИЛИ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ

 

Статья 166. Изнасилование

Половое сношение вопреки воле потерпевшей с применением насилия или с угрозой его применения к женщине или ее близким либо с

 использованием беспомощного состояния потерпевшей (изнасилование)-наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет

 или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Изнасилование, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим действия, предусмотренные статьей

167настоящего Кодекса, либо изнасилование заведомо несовершеннолетней - наказывается лишением свободы на срок от пяти до

тринадцати лет.

Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей, либо причинение

тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, -наказывается лишением свободы на срок от

 восьми до пятнадцати лет.

Статья 167. Насильственные действия сексуального характера

Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные вопреки воле потерпевшего (потерпевшей) с

 применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей), -

 наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Те же действия, совершенные повторно, либо лицом, ранее совершившим изнасилование, либо группой лиц, либо в отношении

 заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), -наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.

Действия, предусмотренные частями 1или 2 настоящей статьи, совершенные в отношении заведомо малолетнего (малолетней), либо

 повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего (потерпевшей), либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение

 ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

Половое сношение, мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, совершенные лицом, достигшим

восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков

преступлений, предусмотренных статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, -

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 166или167

 настоящего Кодекса, либо лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию, содержанию, обеспечению безопасности жизни

 и здоровья несовершеннолетнего, либо группой лиц, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 169. Развратные действия

Развратные действия, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего

 шестнадцатилетнего возраста, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 166,167 и 168настоящего Кодекса,

 - наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.

Те же действия, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения,- наказываются лишением свободы на срок от

 трех до шести лет.

Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера

Понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем

 шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием служебной, материальной или иной

зависимости потерпевшего (потерпевшей) -наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же

 срок со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без

 лишения.

То же действие, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней), - наказывается лишением свободы

 на срок от трех до шести лет.

Статья 171. Организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией

Организация и (или) использование занятия проституцией другим лицом либо предоставление с корыстной целью помещения (места) лицом, заведомо знавшим, что это помещение (место) будет использовано для занятия проституцией, или организация и (или) содержание притона для занятия проституцией при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом.

Те же действия, сопряженные с вывозом за пределы государства лица для занятия проституцией, либо совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 171-1, 181 или 181-1 настоящего Кодекса, либо с использованием для занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего, либо совершенные организованной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом.

 Примечание. Под использованием занятия проституцией понимается извлечение лицом материальной или иной выгоды от

 добровольного оказания другим лицом за вознаграждение услуг сексуального характера (половое сношение, мужеложство,

 лесбиянство и иные действия сексуального характера).

Статья 171-1. Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией

Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией –

наказываются лишением свободы на срок от одного года до трех лет со штрафом.

Те же действия, совершенные повторно, либо с применением насилия или с угрозой его применения, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 171, 181 или 1811 настоящего Кодекса, либо лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом.

Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные родителем, педагогическим работником или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, в отношении заведомо несовершеннолетнего либо организованной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет со штрафом.

Статья 181. Торговля людьми

Вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия (торговля людьми), –

наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом.

Те же действия, совершенные:

1) в отношении двух или более лиц;

2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия;

3) исключен;

4) группой лиц по предварительному сговору;

5) лицом с использованием своих служебных полномочий;

6) лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 171, 171-1, 181-1, 187, частями 2 и

3 статьи 343-1 настоящего Кодекса;

7) в отношении заведомо для виновного беременной женщины;

8) с вывозом лица за пределы государства;

9) в отношении заведомо несовершеннолетнего независимо от применения какого-либо из средств воздействия, указанных в части 1

 настоящей статьи, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом.

Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, либо в отношении заведомо малолетнего, либо повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, либо причинение тяжких телесных повреждений, либо заражение ВИЧ, либо иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет со штрафом.

Примечание. Под эксплуатацией в настоящей статье, статьях 181-1, 182 и 187 настоящего Кодекса понимается незаконное

принуждение человека к работе или оказанию услуг (в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству,

забору у человека органов и (или) тканей) в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения

работ (услуг), включая рабство или обычаи, сходные с рабством.

Статья 181-1. Использование рабского труда

Использование рабского труда или иная форма эксплуатации человека при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 181 настоящего Кодекса, –

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом.

Те же действия, совершенные:

1) в отношении заведомо несовершеннолетнего;

2) в отношении двух или более лиц;

3) группой лиц по предварительному сговору;

4) должностным лицом с использованием своих служебных полномочий;

5) в отношении заведомо для виновного беременной женщины;

6) лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 171, 171-1, 181 или 187 настоящего

Кодекса, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом или без штрафа.

Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, либо причинение ему тяжких телесных повреждений, либо иные тяжкие последствия или совершенные организованной группой, –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет со штрафом.

Статья 343-1. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с

 изображением несовершеннолетнего

Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование, трансляция или публичная демонстрация порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с изображением заведомо несовершеннолетнего –

наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или

 лишением свободы на тот же срок.

Те же действия, совершенные лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей или частью 2 статьи

343 настоящего Кодекса, либо группой лиц по предварительному сговору или с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования либо выделенной сети электросвязи, а равно использование заведомо несовершеннолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением –

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом или без штрафа.

Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, а равно использование заведомо малолетнего для изготовления порнографических материалов, печатных изданий, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет со штрафом или без штрафа., видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера с его изображением –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет со штрафом или без штрафа.


Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

07.02.2018 № 05-01-07/1121/дс

 

 

Учреждение образования «Республиканский
институт профессионального образования»

Учреждения высшего образования, имеющие
в своей структуре учреждения среднего
специального образования
(по списку)

О направлении алгоритма

Министерство образования Республики Беларусь совместно с Министерством внутренних дел Республики Беларусь разработало алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних (далее – алгоритм).

Направляем алгоритм, просим довести его до сведения и использования в работе всем заинтересованным.

 

Заместитель Министра

Р.С.Сидоренко

АЛГОРИТМ
информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования1.

______________________________

1 Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка».

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка2.

______________________________

2 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности3.

______________________________

3 Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

  1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

  1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  2. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.4.

______________________________

4 Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные Министерством внутренних дел Республики Беларусь 12.12.2017.

  1. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1–4 настоящего алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными Министром образования Республики Беларусь 14.12.2017, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования5.

______________________________

5 Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «Об оказании психологической помощи».

 


Методические рекомендации для педагогов по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними

Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.

Эмоциональное состояние

  • низкая самооценка, пассивность;
  • сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
  • беспокойство, повышенная тревожность.
  • Депрессивные состояния, печаль.

Поведение

  • оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
  • несоответствуюшая возрасту ответственность;
  • саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
  • возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.

Интеллект

  • снижение или полная потеря интереса к школе;
  • задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
  • снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
  • нарушения речевого развития,
  • заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
  • трудности запоминания, концентрации внимания.

Взаимоотношения с окружающими

  • неумение общаться с людьми, дружить;
  • отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
  • стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
  • требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
  • агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
  • роль “козла отпущения”;

Физическое состояние

  • маленький рост, недостаточный вес;
  • гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
  • психосоматические заболевания, неврозы;
  • постоянный голод и/или жажда;
  • мастурбация.

Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.

Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия

  1. Законы о защите прав ребенка.
  2. Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
  3. Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (ППМС-Центры), номера “Телефонов Доверия”.
  4. Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
  5. Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
  6. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
  7. Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
  8. Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
  9. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.

10.Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.

В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;

Последовательность действий педагога

Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

  • в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
  • в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
  • в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
  • на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:

- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);

- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;

- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку

  • Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
  • Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
  • Обвинение в травмах самого ребенка.
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
  • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
  • Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
  • Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).

Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!

 


Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования о фактах насилия в отношении несовершеннолетних

Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования о фактах насилия в отношении несовершеннолетних

Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:

— право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);

— ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);

— право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.

Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

В нее входят:  комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите,  органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел, иные органы, учреждения и организации, в пределах своей компетенции осуществляющие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и иными актами законодательства.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель взаимного информирования – раннее выявление и профилактика случаев насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, подвергшихся насилию, повышение оперативности в получении информации о фактах  жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимых форм помощи различными субъектами системы профилактики в сфере их компетенции.

Особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.

Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.

Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации в семье может быть:

  • информация от ребенка;
  • информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;
  • информация от специалистов учреждений образования;
  • информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
  • результаты медицинского осмотра;
  • дополнительная информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком.

1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.

1.1.Физические признаки

Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

  • ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
  • порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
  • синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
  • жалобы на боль и зуд в области гениталий;
  • повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
  • инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
  • повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
  • недержание мочи;
  • болезни, передающиеся половым путем;
  • беременность.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.

1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка

  • странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
  • чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
  • сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
  • соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
  • необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).

1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении

  • трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
  • внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • частая задумчивость, отстраненность;
  • постоянная депрессивность, грустное настроение;
  • нежелание принимать участие в подвижных играх;
  • непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
  • чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
  • терроризирование младших детей и сверстников;
  • чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
  • возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
  • амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
  • рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
  • утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).

1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки

  • прогулы занятий в учреждении образования;
  • внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
  • неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
  • принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
  • неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
  • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

1.5. Изменения самосознания ребенка

  • снижение самооценки;
  • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
  • саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
  • мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.

1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов

  • беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
  • боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
  • сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
  • боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
  • головная боль, боли в области желудка и сердца;
  • навязчивые страхи;
  • расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
  1. Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
  • Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
  • Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
  • Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
  • Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
  • Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
  • Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
  • Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
  • Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
  • Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
  • Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
  • Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
  • Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел)) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  • Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
  • Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
  • Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
  • Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  • После окончания разговора сделайте подробную запись.

Помните: интересы ребенка выше всего остального!

2.1. Что делать, если насилие обнаружено в учреждении образования  или в ином социальном учреждении

  • Проведите разговор с жертвой насилия, руководствуясь следующим: скажите ребенку, что Вы хотите ему помочь, но не торопитесь быстро предлагать решения (заблуждение, часто встречающееся при разговорах с жертвами насилия, – желание как можно быстрее помочь ребенку).
  • Обговорите с ребенком различные возможности, предложите посоветоваться со знающими людьми.
  • Не обещайте никому не рассказывать об услышанном, но заверьте ребенка, что сначала Вы согласуете свои действия с ним. Обещайте постоянно его поддерживать.
  • Уделите внимание следующему:

а) поддержке и обеспечению спокойствия пострадавшего ребенка;

б) гарантии безопасности различным причастным лицам;

в) прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие;

г) выявлению того, каким образом вести разговоры с насильником и каким образом принимать к насильнику меры;

д) ставить или не ставить в известность других детей из учреждения о случившемся, и каким образом это сделать;

е) как вести себя с прессой (ставить ли в известность, как вести разговор, если СМИ  узнали об этом);

ж) обеспечению поддержки привлеченных к делу специалистов; созданию продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причастных лиц.

Поскольку после обнаружения случая сексуального насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие необходимые пункты. Составляя поэтапный план, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает ответственных за выполнение мероприятий плана.

2.2. Чего не стоит делать

  • не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
  • не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

2.3. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:

  • страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
  • низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
  • чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
  • отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
  • стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
  • отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
  • любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).

Алгоритм деятельности специалистов учреждения образования  в случае выявления сексуального насилия над ребенком

При выявлении случая насилия (либо подозрении о насилии) в отношении ребенка необходимо

  1. Учреждение образования:

— педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем;

руководителю учреждения образования — незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в органы охраны детства отдела образования, спорта и туризма райгорисполкомов для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и органы внутренних дел для принятия мер реагирования;

-провести социальное расследование; признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

-в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо:  совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, органов внутренних дел и др.) разработать индивидуальный план защиты прав и законных интересов  несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия (в течение двух рабочих дней с момента получения информации), включая работу с семьей несовершеннолетнего.

Примечание: если насильник является членом семьи (отец, отчим, брат), то необходимо экстренно  изъять  ребенка из семьи.

  1. Отдел образования, спорта и туризма:

— обследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;

— при необходимости принять решение об изъятии ребенка из семьи;

— в течение трех рабочих дней с момента получения первичной информации письменно проинформировать управление образования Минского облисполкома, приложив следующие документы: акт обследования условий проживания несовершеннолетнего, информацию о семье, результаты проведенного социального расследования, копию выписки решения Совета профилактики, копию индивидуального плана либо решения об изъятии ребенка.


 

АЛГОРИТМ

информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее - ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования.

Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое,сексуальное, психическое.

Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам - в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.

Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются: неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего; отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего; информация, поступившая от работников учреждений образования; информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношениинесовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации; в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.


Соседние подразделы:
Наглядно-информационный материал"
Акции
В помощь педагогам

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Контакты

+375213623593
+375213623592
dv_sad1kokhanovo@mail.ru

Витебская область, Толочинский район, г. п. Коханово, ул. Оршанская, д. 97а
Открыть контакты

-Режим работы

Понедельник - пятница с 7.15 до 17.45 Выходной: суббота, воскресенье.

Рейтинг портал

Портал рейтинговой оценки

-QR-код учреждения

Для оценки качества предоставленных услуг на портале рейтинговой оценки

-Витебске вести

-

-

-

-

pravo.by

-Будь рядом с ребенком

Год качества

2024-й в Беларуси официально объявлен Годом качества.